Новые правила Национального банка могут осложнить жизнь добросовестным клиентам, такие опасения высказывают эксперты. Нацбанк предлагает ввести новую меру против мошенничества — временную блокировку подозрительных переводов с возможностью разблокировки только после личного визита клиента в отделение банка с родственником. Почему юристы считают, что механизм нуждается в доработке, разбиралась корреспондент 31 канала.
Ваши переводы заблокированы — приходите с родственником. Так может звучать новая мера против мошенников, предложенная национальным банком. Если банк заподозрит, что клиент находится под влиянием мошенников, денежный перевод смогут временно приостановить. Клиента пригласят в отделение вместе с родственником, чтобы убедиться, что решение о переводе не принято под давлением.
БЕРИК ШОЛПАНКУЛОВ, зам. Председателя Нацбанка:
- Если человек, находясь под сильным воздействием, несмотря на предупреждения, все равно пытается перевести деньги мошенникам, банк сможет заблокировать перевод и пригласить клиента в отделение с родственником, пусть подтвердит осознанность его действий.
Мера направлена на защиту от необдуманных действий. Однако у киберэкспертов инициатива вызывает вопросы. Не у всех есть возможность срочно прийти с родственником — кто-то живет в другом городе или даже за границей, а у кого-то просто нет близких. Главное, чтобы нововведения не превратились в помеху для обычных пользователей, говорят специалисты.
ЕВГЕНИЙ ПИТОЛИН, управляющий директор DATASTAR, сопредседатель комитета по информационной безопасности альянса QAZTECH:
- Вообще сама конструкция по отсрочке платежа и работе с клиентом, который явно делает что-то не очень правильно с точки зрения антифрода, и есть подозрения на мошенничество, это важная вещь. Я лично слышал много историй, когда люди приходят в банкомат, разговаривая параллельно по телефону с мошенниками, и им пытаются помочь граждане, пытаются помочь сотрудники банка, но эти люди как загипнотизированные.
Юристы предупреждают: мера, предусматривающая приглашение клиента в банк вместе с родственником, может затронуть сразу несколько аспектов — тайну личной жизни или банковскую тайну.
ЕВГЕНИЙ ЯВОРСКИЙ, адвокат:
- Мы должны будем доказывать, показывать, это все составляет ряд тайн, и к ней еще будут добавлены клерки банков. Как они ей могут воспользоваться, мы этого тоже не знаем, ведь даже из этой информации тоже могут вытекать преступления.
Также Нацбанк разрабатывает интеллектуальный алгоритм, который сможет распознавать признаки мошенничества ещё на этапе первого контакта — например, телефонного звонка от злоумышленника. Планируется, что система будет готова к внедрению уже к концу этого года.