30.01 00:09
Мы наи
  • 1
  • 2

Пожар в магазине и миллионный иск: в Караганде девушка судится с поставщиком оборудования

0 Комментировать
30 Января, 2026 eKaraganda

Ночью с 8 на 9 марта 2025 года в продуктовом магазине «ОК» по адресу проспект Нуркена Абдирова, 20 произошел пожар. Согласно заключению ДЧС, возгорание началось внутри холодильной камеры. Повреждение помещения и потеря товаров привели к ущербу почти в шесть миллионов тенге. Арендатор магазина, Наталья Максимова, утверждает, что именно поставщик оборудования стал виновником инцидента, а теперь она вынуждена отстаивать свои права в суде, сталкиваясь с встречным иском от этой же компании, передает корреспондент ekaraganda.kz.

По словам Натальи, пожар произошел ночью, когда она находилась дома. Она приехала к магазину и наблюдала за происходящим с улицы, так как внутрь ее не пускали. В течение двадцати дней предпринимательница вместе с адвокатом ожидала справку от ДЧС. Когда документ наконец был готов, он четко указал на холодильник фирмы-поставщика как источник возгорания.

Наталья рассказала, что пыталась пригласить представителей компании для осмотра оборудования, но те не явились.

«Их супервайзер сказал мне: "Вы собираетесь в суд подавать – по-любому проиграете"», - вспоминает Максимова. В итоге, после досудебной претензии, которую подал адвокат, компания отказалась идти на контакт, и Наталья подала иск в суд.

Адвокат Натальи, Багдад Хасенов, подчеркнул, что поставщик поступил недобросовестно. Он рассказал, что холодильники оказались разными моделями: по договору Максимова должна была получить от поставщика турецкие морозильные камеры UGUR, как и ранее, а поставщик привез модель «Малайзия 300», произведенную в другой стране, так еще и бывшую в употреблении. 

На этом неожиданности не закончились: договор был заключен в конце 2024 года, но фактически холодильник был доставлен только 8 января 2025 года. Согласно тому договору, продолжает адвокат, расторгнуть его с возмещением всех убытков мог только сам поставщик, а вот у Натальи такого права попросту не было. Тем не менее, на основании этого документа суд отказал Наталье в иске и одновременно удовлетворил встречный – о взыскании стоимости холодильника и сопутствующих расходов, в общей сложности около миллиона тенге. 

По словам Хасенова, то, что суд признал холодильник «Малайзия 300» идентичным турецкой модели UGUR - уже странно, особенно учитывая тот факт, что договор был заключен исключительно на турецкое оборудование. При всем этом условия договора ограничивали права Максимовой на любые претензии к поставщику. Хасенов также обратил внимание на нарушения в договоре. По его словам, условия документа были явно кабальными для Максимовой, а сам поставщик воспользовался доверием девушки.

«Акты ДЧС подтверждают, что возгорание произошло именно внутри холодильной камеры, - объяснил адвокат. - Но суд их игнорирует. Более того, он решил, что «Малайзия» – это то же самое, что «Угур», и на этом строит решение. Человек потерял имущество, понес убытки почти на шесть миллионов, а суд встал на сторону того, кто фактически нарушил условия договора. Это прямой удар по малому бизнесу. Согласно договору, поставщик имел право расторгнуть его с возмещением ущерба за неисполненные обязательства, а про права Натальи ничего не было сказано. Ее обязали следить за оборудованием, которое вообще к договору не имело отношения. Это абсолютно неравное положение. У них были доверительные отношения, поэтому она не стала проверять все до мелочей». 

Наталья признает, что ситуация тяжела и эмоционально: Пожар уничтожил имущество, она потеряла товары и время. А теперь вместо поддержки со стороны суда получает новые финансовые претензии от того же поставщика, что привез оборудование, по ее словам, ненадлежащего качества.

«Это кошмар, я надеюсь, что апелляция восстановит справедливость», - продолжает девушка.

Адвокат добавил, что дело Натальи показывает системную проблему, ведь суд должен руководствоваться принципами справедливости и разумности, учитывать фактические обстоятельства, а не только формальные документы. Когда решения принимаются в пользу нарушителя договора, это демотивирует предпринимателей и наносит ущерб институту малого бизнеса в целом.

«Гражданский кодекс РК (ст. 359) прямо указывает: соглашение, которое заранее ограничивает ответственность за умышленное нарушение, ничтожно, - добавил Хасенов. - Однобокие условия договора, где поставщик устранял свою ответственность, а права Максимовой ограничивались, свидетельствуют о злонамеренном нарушении обязательств. В гражданском праве действует презумпция виновности нарушителя – потерпевший должен доказать факт нарушения, а не вину поставщика. Нарушитель должен доказать, что он не виновен».

Апелляционное заседание по делу назначено на 3 февраля 2026 года. Редакция продолжит следить за развитием событий. 

В материале использованы фото автора, видео Натальи Максимовой



Смотрите также Показать ещё (3)