Казахстанцы массово жалуются на сильный рост тарифов и даже пишут жалобы в прокуратуру. Есть ли шансы оспорить начисления в квитанциях, и насколько это сложно, выясняла корреспондент 31 канала.
Карагандинский общественник Жумабай Искаков разбирается в счетах и предоставлении коммунальных услуг. И не раз выявлял хитрости, с помощью которых услугодатели искусственно повышают начисления в квитанциях.
ЖУМАБАЙ ИСКАКОВ, общественник:
- Есть санитарные нормы по горячему водоснабжению не меньше 60 не больше 70 но, так как у нас температура, особенно в межсезонье, бывает и 50 и 45, А по факту мы недополучаем в качестве продукта. то есть люди пользуются водой, соответственно больше её потребляют. если бы она была в норме 670, мы бы её меньше потребляли и меньше бы платили 442 больше разбавляли бы холодной.
Жаслан Айтмаганбетов тратил годы, чтобы доказать в судах, что услугодатели начислили карагандинцам лишнее. Так, несколько лет назад поставщики вернули горожанам 140 млн тенге. Но это занимает много времени, сил и ресурсов.
ЖАСЛАН АЙТМАГАНБЕТОВ, руководитель Республиканской Ассоциации защиты прав потребителей:
- Я думаю, если покопаться, по-любому, они многие вот эти цены будут необоснованные по сути.
Правительство предупреждало о росте тарифов. О программе «тариф в обмен на инвестиции». Однако все это слабо убеждает казахстанцев, у которых доходы не поспевают за ростом тарифов. Вставать на защиту потребителей должны антимонопольные департаменты.
МЕРУЕРТ МАХМУТОВА, директор Public Policy Recearch Center:
- Тарифы у нас растут не первый раз, в одиннадцатом и шестнадцатом годах была программа в тариф в обмен на инвестиции. Но вылились ли наши тарифы в инвестиции, никто нам не докладывал. Опять нам говорят, что тарифы не росли, поэтому вся инфраструктура обветшала.
Я думаю, это проблема наших регулирующих органов, которые должны контролировать, насколько выполняются инвестиционные обязательства всех компаний коммунальных.
Об общественных слушаниях по тарифам услугодатели часто объявляют только на своих сайтах. Потребители о них не знают, и в итоге на слушания приходят только работники этих же организаций, считают общественники. Доступ к внутренним документам компаний есть только у госорганов. В итоге, узнать реальные расходы и доходы компаний казахстанцы не могут.